«Когда я запускал свой первый бизнес у меня было $20 и меня пугало слово “платежка”», - Александр Сорока, CEO Startup.Network
Коммуникационные площадки для предпринимателей и инвесторов, менторов и профессионалов создаются постоянно. Но развиться в масштабный проект и выделиться среди конкурентов удаётся далеко не всем. Пример успешной истории - Startup.Network. Изначально сервис был создан для Украины, однако позже было принято решение о расширении границ и сегодня компания ведет свою работу еще в пяти странах - Казахстане, России, Беларуси, Польше и США. Со времени запуска база Startup.Network пополнилась сотнями потенциальных инвесторов и более чем восемью тысячами инвестиционных проектов. Основатель Startup.Network - Александр Сорока. Свою предпринимательскую деятельность он начал в 90-х с фондового рынка, затем создал с партнерами телекоммуникационную компанию. В 2006 году Александр получил награду Лучший топ-менеджер в номинации “10 достойных внимания” по версии издания “Компаньон”. Сегодня он Член Правления Украинской Ассоциации Венчурного Бизнеса UVCA и успешный венчурный капиталист. О личной инвестиционной стратегии и украинских предпринимателях мы поговорили с Александром на съемках реалити-шоу “Стартап кухня”:
Александр, по каким критериям Вы выбираете проекты для инвестирования?
Хороший вопрос, но не простой, на самом деле. С одной стороны - классика жанра: команда (насколько она сильна и интересна), проблема, которую собирается решать стартап (чем она сильнее, тем лучше может получиться бизнес), качество решения, ну и конечно же, конкуренты, потому что они могут всё испортить. Но с другой стороны всё намного интереснее, потому что идеального проекта не бывает.
У меня в портфеле есть два типа проектов. Первые: которые дают деньги в обозримом будущем, «дойные коровы» так называемые. Они должны приносить дивиденды и проценты ежемесячно, как правило это проекты из реального сектора или на пересечении информационных технологий и реального сектора. Но такие стартапы зачастую ограничены конкурентной средой, их модель можно повторить и там нет каких-то глубоких инновационных решений.
Второй тип проектов – это те, которые изобрели технологию, способную перевернуть целую отрасль. Но вот здесь разобраться выстрелит проект или нет гораздо сложнее, потому что очень много факторов оказывает влияние. Один из них – конкуренция. В ситуации с такими проектами предприниматель должен быть готов к тому, что ему придется конкурировать со всем миром. А потому надо пристально смотреть по сторонам, насколько похожие технологии поднимаются где-то в Китае или в Америке. Инвестору здесь очень сложно проанализировать и предугадать развитие, потому что неизвестно, как поведет себя команда, как она будет реагировать на различные вызовы, насколько она сможет во времени быть вместе, насколько она сможет поднять деньги и насколько она сможет адаптироваться в англоязычный мир. Этих факторов так много, что иногда становится даже как-то не по себе, потому что понимаешь сколько всего надо учесть и одному бывает достаточно сложно принять решение.
Вы сейчас сделали акцент на команде и многие мировые венчурные капиталисты так же говорят, что вкладывают средства не в идею или продукт, а в команду. Неужели слаженная работа коллектива действительно так важна?
В целом, из тех проектов, которые я инвестировал хорошо дела складывались у тех, у кого была хорошая команда. Но по моему опыту это не являлось правилом, я видел успешные проекты где были предприниматели одиночки. Но конечно же команды, в которых собрана компетенция многих людей развиваются быстрее.
На западе, например, в инкубаторы и акселераторы вообще не берут проекты где есть меньше двух фаундеров, 2-3 человека для них является адекватным.
А если большая команда – это тоже плохо?
Есть такая практика. Просто, когда много людей они могут между собой ругаться, разбегаться, а 2-3 человека - это самый оптимальный вариант.
Какое предложение должны сделать предприниматели, чтобы Вы поняли, что это именно Ваш стартап на миллион?
Сейчас я предпочитаю инвестировать проекты, у которых есть хотя бы прототип. Раньше я пробовал вкладывать деньги в стартапы на стадии идеи, но там смертность настолько высока, что теперь я делаю это достаточно редко. Поэтому желательно, чтобы команда сделала хотя бы что-то своими руками и это что-то можно было оценить. Потому что идея - это фантазия, которая не всегда заканчивается хотя бы продуктом, не говоря уже о бизнесе. Если говорить о каких-то локальных, приземленных проектах, то здесь уже вообще хочется увидеть какой-то бизнес, для того чтобы понять продается ли продукт.
Для проектов глобальных это не всегда возможно, потому что продажи могут начаться через несколько лет. Но если продукт действительно интересный, если он может порвать отрасль или принести нечто новое и интересное с вау эффектом, то допустимая степень риска здесь может быть.
Если вернуться к вопросу анализа проекта, то я б ещё добавил, что гораздо проще принять решение, когда ты инвестируешь в компании, которые находятся в «Среднестане», то есть когда более или менее всё можно просчитать и понять, и гораздо сложнее, когда это компании, которые играют в «Крайнестане», потому что там настолько много переменных и настолько могут быть неожиданные результаты, что многие себе и представить не могут. И в каком-то смысле охота за хорошим стартапом – это охота за «чёрным лебедем», говоря языком Талеба, а «чёрного лебедя», как правило, спрогнозировать нельзя.
Я предприниматель, мне пришла в голову идея, естественно я уверена, что это самая лучшая в мире идея и такого ни у кого нет, как мне проверить её на живучесть?
У нас на одной из последних «Битв стартапов» выступали молодые предприниматели, которые придумали сервис по проверке уникальности идей. Но в целом, это может быть не настолько важно. Facebook, например, появился через 10 лет после того как появилась первая социальная сеть в Америке. Он не был первым, он не был уникальным, у него не было какого-то явного преимущества, но у него были какие-то дифференциаторы, которые настолько понравились пользователям, что за несколько лет Facebook вытеснил с рынка всех остальных.
Еще одна проблема молодых предпринимателей – они очень боятся раскрывать свои идеи. Как думаете, можно ли побороть этот бич? И как объяснить предпринимателям, что не нужно бояться рассказывать о себе?
В этом смысле я люблю выражение Томаса Эдисона, который сказал: «Идея без реализации, это ещё один синоним для слова галлюцинации!» Пока у вас есть только задумка все будут считать вас сумасшедшим. Обычно яркие и прорывные идеи не очевидны, и они кажутся бредовыми на ранней стадии. Поэтому не бойтесь о них рассказывать. К вам начнут относиться с вниманием, когда эта идея превратится в продукт, который начнет расти на рынке, и тогда все скажут: «Вах, а мы сразу то и не поняли».
Каждый ли человек может стать предпринимателем? Или для этого нужны какие-то волшебные способности?
Сложный вопрос, но как мне кажется, предприниматель – это человек, с достаточно разносторонними способностями. Потому что зачастую начинаешь ты один или в небольшой группе, количество денег ограничено, и ты должен быть и продавцом, и управленцем, и юристом, и психологом, нужен достаточно большой набор навыков. К тому же нужно быть готовым к большому количеству стрессов и к тому, что ты будешь вынужден постоянно откладывать удовольствия (деньги нужно вкладывать в развитие компании, а не тратить на развлечения), а это не каждый может выдержать. Но, думаю, надо пробовать! Предугадать поведение потребителя в современном мире, когда многое меняется и открываются те его стороны, которых раньше в общем-то и не существовало, достаточно сложно, тут нужен эмпирический подход. Ты пробуешь и смотришь, что получается.
Настолько ли важна жертвенность от предпринимателя?
Я думаю, что есть определённый тип людей, которых хлебом не корми, а дай позаниматься предпринимательством. Они не видят границ, они уверены, что всё возможно если сделать это, это и это. А есть люди, которые выбирают карьеру и чувствуют себя уверенно и спокойно. Понятно, что рынок накладывает свой отпечаток, но всё-таки у предпринимателей должен быть какой-то особый склад души и ума.
Какой сегодня средний возраст предпринимателя? По моим наблюдениям он резко снизился и сейчас это может быть даже школьник.
Да, на самом деле предпринимательство – это мировой тренд и сегодня появляется очень много фрилансеров, а от фриланса до предпринимательства, собственно говоря, один шаг. К тому же сейчас бизнес начать легче, чем лет 20-30 назад.
То есть после 5-го класса можно прямиком в предприниматели?
Пятый класс – спорный вопрос, потому что еще личность не созрела и не факт, что можно адекватно строить отношения в обществе. Но я знаю многих людей, которые входили в бизнес ничего об этом не зная, но потом постепенно накапливали всё необходимое. Думаю, умения и навыки вторичны после духа предпринимательства. Понятно, что я сегодня намного опытнее чем тогда, когда начинал свою предпринимательскую деятельность. Когда я запускал свой первый бизнес у меня в кармане было 20 долларов и меня пугало слово «платежка», но ничего. И поэтому я могу утверждать, что какие-то особые знания не обязательны.
Дата публикации: 29.09.2016
Необходимо авторизоваться