Бизнес по доставке продуктов питания посредством приема заказов через мобильное приложение находится на стыке:
• электронной и мобильной коммерции;
• сферы логистических услуг;
• рынка потребительских товаров;
• сферы платежных систем и финансовых инструментов для оплаты.
Поэтому в целях данного бизнес-плана нужно проанализировать каждую из этих сфер деятельности, чтобы понять, насколько рынок Украины готов для заказа услуг продуктов питания через мобильное приложение
Развитие электронной и мобильной коммерции в Украине
По данным международного исследовательского центра DataReportal, пока лишь 30% украинских покупателей совершает покупки в Интернете. А доля онлайн-коммерции все еще составляет не более 10% от общего объема продаж в стране. Это определяет большой потенциал роста электронной коммерции в Украине при условии продолжения тенденции к увеличению роста реальных доходов населения.
Важной особенностью электронной коммерции сегодняшнего дня является то, что эра ценовой конкуренции бесповоротно уходит в прошлое. Репутация продавца, скорость обработки заказов, ассортимент и качество обслуживания – это те самые составляющие рецепта успеха современного интернет-магазина либо сервиса по продаже услуг.
В век технического прогресса многие выбирают преимущества онлайн-транзакций. Электронная коммерция позволяет заказывать, продавать и обменивать услуги и товары через интернет. Мобильная коммерция позволяет делать то же самое, используя мобильные устройства: смартфоны и планшеты.
Тенденции развития мобильной коммерции в Украине:
ϖ В среднем по рынку, покупки с мобильных устройств уже генерируют около 30% всех продаж и этот показатель продолжает расти.
ϖ По данным НБУ, доля безналичных платежей с использованием банковских карточек в Украине выросла до 38,1%
ϖ Причина большей части брошенных корзин при оформлении заказа с мобильного – неудобный интерфейс сайта для работы на смартфоне.
На сегодняшний день более 30% всех онлайн-транзакций осуществляются с помощью мобильных устройств. И эта цифра продолжает расти. сегмент продуктов питания и напитков занимает вторую позицию в рейтинге рыночных ниш с наибольшим потенциалом роста. Это еще раз подтверждает готовность рынка к внедрению нового сервиса по доставке продуктов из супермаркетов пользователям на дом.
Использование финансовых продуктов и сервисов при покупках онлайн
Бесспорно, фактором, который всецело способствует развитию торговле онлайн, является развитость и доступность разных способов оплаты заказа в интернете.
Так, исследования показали следующую статистику использования финансовых продуктов при осуществлении покупок онлайнА по данным украинского процессингового центра, на одну активную банковскую карту онлайн-покупателя в нашей стране приходится в среднем 5,6 покупок в месяц.
Эти цифры говорят том, что постепенно для украинцев использование банковских карт и других финансовых инструментов для оплаты становится все более привычным и удобным. Это, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать развитию сферы электронной и мобильной коммерции, где большое значение имеет автоматизация процессов, в том числе – и процессов получения оплаты за товар либо услугу.
Рынок доставки продуктов питания
Новым и перспективным является рынок онлайн-заказов продуктов питания. Под онлайн-рынком продуктов питания в данном анализе подразумеваем рынок, на котором осуществляется купля-продажа через интернет продуктов питания и напитков. Объем рынка в Украине составляет около 100 млн долл.
Продукты питания в интернете покупают лишь 10% пользователей. В среднем доля продаж продуктов через интернет в крупных торговых сетях составляет не более 1-1,3% от общего При условии, что тенденция к повышению уровня реальных доходов населения продолжится, то с высокой вероятностью можно прогнозировать увеличение средней доли продаж продуктов питания через онлайн-канали вплоть до 20% от общего товарооборота рынка продуктов питания.
Эксперты рынка обращают внимание на то, что бизнес-модель в сфере доставки блюд в странах постсоветского пространства существенно изменилась. Если раньше рестораны пытались привлекать клиентов, создавая собственные программы и сайты, то сейчас все больше ресторанов используют агрегаторы, которые обеспечивают широкую базу клиентов и могут предоставить услуги собственных курьеров, call-центр и службу поддержки.
В ходе анализа предложений по доставке продуктов из супермаркетов не выявлено ни одной компании, которая являлась бы полным аналогом приложения, которое рассматривается в данном бизнес-плане.
Стоит отметить, что в течение последних лет в этой нише в г. Киев работала только одна компания – Zakaz.ua. Но у нее нет собственного мобильного приложения, поэтому заказ продуктов можно осуществить только через сайт.
Вторая компания – Glovo – вышла на рынок Украины в сентябре 2018 г. В отличие Zakaz.ua, эта компания не держит фокус сугубо на доставке продуктов питания из магазина. Она обязуется купить и доставить любой товар из магазинов, а также передать документы или посылку по городу. У Glovo есть собственное мобильное приложение, которое скачало более 10 млн пользователей по всему миру. Именно Glovo можно считать прямым конкурентом проекту, который является предметом данного бизнес-плана.