В мировой торговле кофе является вторым по объемам после нефти товаром. Для многих стран динамика мирового рынка кофе оказывает прямое влияние на уровень экономического благосостояния страны.
Ситуация на рынке кофе в Украине соответствует общемировому тренду – росту потребления кофе в развивающихся странах. За последние 10 лет среднегодовое потребление кофе в Украине увеличилось на 23%. По данным Craft Foods Ukraine, в 2012 году в Украине выпили 45 тыс. тонн кофе. Рост потребления кофе обуславливает позитивную динамику импорта. Если в 2006 г. Украина импортировала 15,0 тысяч тонн кофе, то уже в 2012 г. 23,3 тыс. тонн кофе (рост на 55,3%), в денежном выражении в 2011-2012 гг. объемы импорта в соответствии с общемировой тенденцией продемонстрировали максимальные показатели в 127,7 млн долларов США и 129,8 млн долларов США соответственно.
Динамика экспорта кофе из Украины, начиная с 2010 г., демонстрирует понижающий тренд, однако в 2013 г. Украина экспортировала больше кофе, чем в 2012 г., – за 10 месяцев 2013 г. объем экспорта составил 0,29 тысяч тонн (в 2012 г. было экспортировано 0,24 тыс. тонн кофе) и ожидается дальнейший рост экспорта. Согласно прогнозам аналитиков, в 2014 г. рынок кофе в Украине может вырасти в натуральном выражении на 13-15% за счет роста экспорта кофе и спроса со стороны ресторанов и гостиниц.
Основной тенденцией потребления кофе в Украине за последний год стало увеличение спроса на натуральный кофе. Согласно результатам опросов компании Research & Branding Group, проведенных в апреле 2012 г. и марте 2013 г. ⌈1⌉, вкусовые предпочтения украинцев меняются: так, в 2013 г. значительно увеличилось число людей, которые предпочитают натуральный кофе (23,6% в марте 2013 г. против 17,6% в апреле 2012 г.). По всей видимости, рост числа приверженных потребителей натурального кофе происходит также за счет сокращения доли покупателей, которые ранее потребляли как натуральный, так и растворимый кофе. Если в 2012 г. их число составляло 18,9%, то уже в марте 2013 г. сократилось более чем на 10% и составило 8,7%.
Кофе по праву считается одним из самых стабильных продуктов на рынке товаров повседневного спроса. Брендовые предпочтения потребителей редко меняются, тем не менее, результаты исследований показывают, что основные показатели маркетинговых параметров кофейных брендов Украины подвержены определенной динамике.