На рынке судостроения (как минимум в Украине) существует неосознанная проблема технологической отсталости (с 60-70х) корпусосборочных работ в части метрологического и геодезического обеспечения. Секции изготовленные в цехах не имеют цифровой компьютеризированной паспортизации (сведений об отклонениях пространственных координат реперных точек и пересечений осевых и контрольных линий от соответственных координат "теоретической модели-чертежа"), вследствие чего в цехах не могут правильно "контуровать секции", и их подают на стапель (на "критический путь" сетевого графика) с "припуском" который обрезается "по месту", - по результату научно-ошибочного "причерчивания",- по результату "осреднения отметок контрольных точек", то есть неизвестные непаспортизированные деформации разворачивают (отклоняют) реальную секцию от ее правильного "теоретического пространственного положения", что задерживает стапельную сборку на 20-30%, а часто приводит к сверхнормативным деформациям корпуса - к низкому гидродинамическому качеству корпуса. Все мировые "заказчики" уже об этом знают, кроме нас. В нашем кораблестроительном институте нет кафедры геоинформационных технологий, нет соответствующего адаптированного геодезического приборостроения, судовые проверочно-разметочные работы выполняются дилетантами-самоучками, которых некому контролировать и обучать...Поезд ушел, его просто не догнать...
Но наблюдается иная возможность и тенденция реабилитации европейского и украинского судостроения, - переход к наукоемкому специализированному судостроению, с невиданными инновациями, с новыми спросами и предложениями. Можно наблюдать, как удивительно реализовало себя авиамоделирование в современных квадрокоптерах и дронах, самолеты переходят на потребление солнечной энергии, массово появляются необычные наземные и водные средства транспорта...
Реабилитация судостроения возможна, если раньше других "застолбить" новую экономическую и технологическую нишу.
Предлагаемый проект комплексный, наукоемкий, долгосрочный, но одновременно - опирается на высокие КПД, малую материалоемкость, малую энергоемкость, высокую эксплуатационную безопасность, высокую технологичность и т.д.
Вместе с тем, окупаемость инвестиций можно получить очень быстро, даже при реализации отдельных частных проектов (троянских коней), например только от реализации проекта "турбовентиляторный ветродвигатель", затем полученную прибыль можно инвестировать в более широкие проекты.