Прогноз дня: в 2017-м количество корпоративных акселераторов в Украине вырастет в 5 раз
Поскольку в Украине сейчас наблюдается тенденция роста количества новых стартапов, инфраструктура вокруг них тоже не стоит на месте. Так, в ушедшем 2016-м на локальном рынке появилась новая тенденция: крупные корпорации начали запускать собственные акселерационные программы.
Не секрет, что последние уже давно пользуются популярностью по всему миру. Такие компании, как Telefonica, Deutsche Telekom или Philips, например, активно сотрудничают с предпринимателями, которые разрабатывают нужные и полезные той или иной компании продукты.
В Украине первой компанией, которая взялась внедрить эту модель, стала Киевстар, которая совместно с ВДНХ Tech завершила свою первую акселерационную программму в октябре 2016-го. В этом направлении также начала работу Microsoft Ukraine. Но у нее другая программа с несколько иная модель.
Итак, с чем связан рост корпоративной активности в этом вопросе и чего стоит ожидать в ближайшем будущем?
Несмотря на то, что Киевстар и Microsoft действительно являются пионерами корпоративной акселерации, они не первые компании в Украине, которые обратили внимание на стартапы.
"Первые корпоративные акселераторы и инкубаторы появились в Украине в 2006 году, - говорит основатель и управляющий партнер GrowthUP Group Денис Довгополый. Уже к 2010-му году украинские компании по разработке программного обеспечения создали около 10 таких структур, но ни одна из них не была успешной. И главная причина этого в том, что они забирали у начинающих предпринимателей 80% доли в будущей компании, таким образом превращая фаундеров в наемных менеджеров".
Сейчас же ни Киевстар, ни Microsoft не берут со стартапов equity за участие в акселерационных программах.Теперь у них другие цели.
Так, руководитель программы ВДНХ Tech Елена Калибаба отмечает: "Наш месседж для стартап-команд в том, что если они действительно хотят запустить бизнес, это можно сделать в Украине в партнерстве с крупной корпорацией. Изначально мы стремились найти хотя бы один проект, который мог бы начать работать с Киевстар, но нашли целых три команды”.
Стартапы, о которых говорит Елена, это - Gravitec, inCust и Virbox. Они будут работать с Киевстар по модели revenue share. Остальные выпускники продолжат расти и развиваться самостоятельно, используя полученный опыт..
Напомним, что заявку на участие в трехмесячной акселерационной программе мобильного оператора подали 119 команд, из которых экспертный совет утвердил 11.
Еще одной украинской корпоративной акселерационной программой стала Microsoft IoT (Интернет вещей) Lab. Первые семь стартапов выпустились в октябре, а вторая партия из 17 проектов из Киева, Одессы и Харькова уже активно участвует в программе.
"В отличие от других корпораций, мы не ищем стартапы, у которых мы можем что-то купить, - говорит глава IoT Lab Сергей Поплавский. Наш интерес в том, чтобы все стартапы, которые мы берем на акселерацию использовали Azure - облачную платформу Microsoft. Чем больше клиентов будет у стартапа, тем лучше для нас".
После шестимесячной программы, стартапы получают статус "независимых поставщиков программного обеспечения" (ISV) и могут продолжать работать с Microsoft в качестве партнеров. А также на протяжении следующих 2,5 лет им будет предоставлен бесплатный аккаунт в облаке.
По словам Довгополого и Калибабы, это только начало притока корпоративных акселераторов в Украине: ожидается, что в 2017 году мы увидим до 10 новых инициатив подобного рода.
"Есть две причины, почему в Украине появится больше акселераторов, - говорит Денис Довгополый. Во-первых, местные корпорации видят истории успеха Запада и хотят повторить их. Во-вторых, украинские филиалы международных компаний могут получить директивы и бюджеты от своих “главных офисов” запустить локальные программы".
Уже есть, по крайней мере два новичка на рынке: ПриватБанк, который недавно запустил свою первую программу КУБ и EY которая тоже анонсировала собственную программу. Но кашу маслом не испортишь, уверен Денис Довгополый: “Чем больше стартап-акселераторов, тем лучше. Все стартапы разные и нуждаются в помощи в различных аспектах своего роста. Что касается корпоративных клиентов, создание акселератора является самым дорогим способом поиска стартапов, однако он поднимает их рейтинг в экосистеме предпринимательства”.
По материалам kyivpost.com
Необходимо авторизоваться