Тенденции развития стартапов игровой индустрии Украины
Что происходит на игровом рынке Украины? Могут ли наши компании составить достойную конкуренцию своим западным коллегам? И чего вообще ожидать от этой отрасли в ближайшие несколько лет?
За последние пять лет мировой рынок компьютерных игр вырос на $4 млрд - с $57 млрд в 2012 году до $61 млрд в 2015 году. Эксперты объясняют такую тенденцию ростом активности и платежеспособности игроков, что стало причиной активного развития мобильных платформ и значительного увеличения количества новых разработчиков. Это касательно ситуации в мире. О ситуации в Украине с нами поделился эксперт украинского рынка компьютерных игр.
СЕО компании Kevuru-Games, Олег Гончаренко: о развитии стартапов индустрии компьютерных игр в Украине
Какая ситуация сейчас в украинской игровой индустрии? Как на нее повлияла политическая и экономическая ситуация последних двух лет?
Олег Гончаренко,
Kevuru-Games: Сейчас идет постоянное развитие рынка мобильных игр, на данный момент он самый динамичный. Есть случаи, когда компании-разработчики сокращают свой персонал для сокращения неприбыльных проектов. Это нормальная тенденция во всей индустрии.
Если говорить о политической ситуации, то она повлияла на эмиграцию определенного количества программистов, фрилансеров и других специалистов этого рынка в более стабильные и развитые страны: Польшу, Эстонию, США, Португалию. Это только те случаи, о которых я знаю лично.
Неблагоприятная ситуация и в нашем налогообложении. Украинские чиновники вообще не понимают, как работает IT-отрасль, и что необходимо делать, чтобы люди:
- были заинтересованы работать в Украине;
- высококвалифицированные специалисты из других стран создавали компании именно в нашей стране.
Пока этим вопросом занимаются больше волонтеры, нежели государство.
Насколько в Украине благоприятный климат для развития игровой индустрии?
Олег Гончаренко, Kevuru-Games: Здесь можно выделить как позитивные моменты, так и негативные. Из позитива - у нас есть необходимый человеческий ресурс, относительно дешевые операционные затраты. Из областей, которые нуждаются в улучшении - те же программисты, художники не обладают высоким уровнем западного подхода к сложным продуктам. Арт-составляющая нуждается в более “глобальном” взгляде. Сейчас большинство художников в игровой индустрии не могут создать, как я называю, “Дисней-стайл”. Восточноевропейский стиль очень виден и не воспринимается западной аудиторией. Азия - это отдельная история.
Что можете сказать по поводу украинских разработчиков? Могут ли они достойно конкурировать с западными коллегами?
Олег Гончаренко: Мы выгодно конкурируем, пока, к сожалению, только по стоимости работы разработчиков в этой области. У нас есть опытные программисты, но надо учесть, что многие из них, к сожалению, покидают Украину.
Наш самый большой недостаток - отношение к работе. Мой американский бизнес-партнер отмечает разительное отличие между тем, как, например, американские программисты, вкладываются в работу, и как это делают их украинские коллеги.
Насколько велик интерес инвесторов к стартапам в этой сфере? В цифрах, если возможно.
Олег Гончаренко: Индустрия мобильных игр стала номер один среди всех остальных платформ (РС, консоли, социальные игры) и, по прогнозам, вырастет более чем до $60 млрд. уже к 2020 году. Соответственно, интерес к мобильным играм со стороны инвесторов остается высоким, но он ограничивается небольшим количеством фондов, которые имеют позитивный опыт инвестирования именно в этот сегмент. Также на ситуацию влияет и сама индустрия. Если продукт успешен, то компания не нуждается в инвестициях.
Как пример, компания Machine Zone, которая создала игру Game of War, получила всего около $12 млн. инвестиций в 2012 году, а сейчас игра зарабатывает более $100 млн. в месяц (согласно отчета за апрель 2016). Т.е. сейчас оценка компании составляет более 1 млрд. в месяц.
На что инвестору стоит обратить внимание при выборе объекта инвестирования из игровой индустрии? Какие ключевые показатели должны стать решающими при принятии решения о финансировании проекта?
Олег Гончаренко: Первое - выпущенные проекты, второе - жанр игры и гейм-плей, третье - арт составляющая. Если говорить об инвестициях в проекты, то я хочу отметить, что многие команды или гипероптимистичны, или не понимают сложности проекта (более частая ситуация). Например, много команд создают MMO RPG.
Качественный и комерчески успешный продукт невозможно создать при инвестициях менее $3-5 млн., и это только разработка. А когда команда говорит, что им необходимо несколько сотен тысяч, то такой проект, с большой долей вероятности, не будет выпущен вообще. Мой основной совет при инвестировании в игры - команда, выпущенные проекты и бюджет. Поэтому, в основном, успешными в вопросе инвестирования этой сферы являются именно фонды, а не индивидуальные инвесторы.
Каковы Ваши прогнозы развития рынка компьютерных игр в Украине на ближайшие 3-5 лет? Какие тренды будут влиять на рынок?
Олег Гончаренко: Прогноз следующий - на рынке останутся сильные компании, которые понимают, как работает рынок, как создавать конкурентный продукт и как привлекать и удерживать пользователей. Всплеска роста числа игровых компаний ожидать не стоит в связи с негативными факторами в стране. К сожалению, Украина продолжит наблюдение за рынком, а не будет его активным участником.
Какие советы можете дать начинающим предпринимателям в отрасли? На что стоит обратить внимание при запуске игрового проекта?
Олег Гончаренко: Если вы просто хотите делать игры - вы можете делать это или самостоятельно, или с командой единомышленников. Если вы хотите сделать из этого бизнес - вам необходимо понять порядок инвестиций в разработку хорошего продукта. Если мы говорим о рынке мобильных игр - то это команда из 10-15 человек и 12+ месяцев разработки. Если у вас нет таких ресурсов, просто играйте в игры.
Дата публикации: 19.05.2016Необходимо авторизоваться