Экотранспорт Украины: текущая ситуация, перспективы развития и возможности для участников инвестрынка

Экотранспорт - относительно новое, но достаточно амбициозное направление автомобильной отрасли Украины. Его развитие в нашей стране началось в 2013 году но впечатляющие темпы роста (до 70% в год) уже говорят о том, что эта сфера имеет все шансы стать отдельной отраслью.

О деталях развития экотранспорта в Украине нам рассказал, один из первых и наиболее активных участников этого движения в нашей стране, СЕО компании Green Wheels Олег Маслов. Ситуацию также прокомментировали эксперт автомобильной отрасли Наталья Стреха и pr-менеджер компании ElectroKMAMK Святослав Трубенок.

О текущей ситуации в отрасли

Не секрет, что авторынок Украины переживает не самые легкие времена. Это связано с общей ситуацией в стране и фактическим отсутствием кредитования. Мировой рынок бензиновых авто давно стабилен и растет на 1-2% в год. Что касается рынка электромобилей, то здесь ситуация взрыва - в среднем его рост составляет 50% в год, а в 2014-м этот показатель вообще был на уровне 70%. Ни одна отрасль в мире не показывает такой положительной динамики.

В Украине рост исчисляется сотнями процентов, но надо понимать, что база сравнения у нас пока что очень мала. В 2014 году было зарегистрировано 50 электромобилей, в 2015-м - порядка 400, в 2016-м ожидается более 1000. Экомобиль сегодня - не просто модная игрушка. Это отдельный сегмент рынка со своими законами, конкуренцией, сервисом и вторичным рынком.

О перспективных направлениях для запуска стартапов

Безусловно, это логистика и пассажирские перевозки на базе электротранспорта. Уже сегодня мы знаем ряд проектов, которые стартовали или запускаются в ближайшее время. Например, Delfast, Terminova,Oxigen.

Также очень перспективны проекты по зарядной инфраструктуре. Сейчас активно действуют ребята из Tesla Club со своей партнерской программой и приложением для владельцев электрокаров. На очереди электрификация трасс быстрыми станциями. Здесь нужны большие вложения в основные фонды, поскольку цена одной станции быстрой зарядки стартует от $15 000.

В дальнейшем нужно будет интегрировать всю эту сеть и сделать удобной для пользователей. Тогда уже пойдет в ход разработка мобильных приложений. Так что работы для стартапов не початый край.

О влиянии экономической и политической ситуации в Украине на развитие экотранспорта

Это самый больной вопрос. Ситуация одинакова для всех секторов экономики нашей страны, и электромобили не исключение. Например, у нас легче машину продать, чем зарегистрировать. Постоянно меняются правила сертификации. О дотациях и льготах я вообще молчу. Еле-еле отменили пошлину на электромобили. Есть надежда, что государство хотя бы не будет мешать развиваться экотранспорту.


Пара советов начинающим предпринимателям

Придерживайтесь основных принципов бизнеса: честность перед инвестором, собой и клиентами, учитывайте местную специфику рынка. Ведь не все, что работает на Западе применимо у нас.

Что говорят инвесторы?

Эта тема, безусловно будоражит их умы. Но здесь проблема заключается в общем инвестклимате страны. Даже наши инвесторы (не говоря уже о зарубежных) готовы вкладывать деньги в проекты по экотранспорту, но только не в Украине.

Из позитивного могу сказать, что ситуация немного стабилизируется, и есть ряд проектов, которые уже профинансированы и будут запущены в нашей стране в ближайшее время. Это быстрая доставка, каршеринг, экотакси.

Каковы прогнозы развития этой сферы до 2020 года?

По моим прогнозам, к 2020 году доля рынка электромобилей будет не менее 10-15 % от всего авторынка. Например, в некоторых странах Европы продажа бензиновых авто будет запрещена с 2025 г. То есть мы говорим не о перспективах электромобилей в будущем, а о том, как быстро все пересядут на электрику. Я уверен, что это будет происходить быстрее, чем мы все думаем. Например, в Нью-Йорке перешли на автотранспорт за 10 лет.   

Наталья Стреха - эксперт автомобильной отрасли 

До 2020 года в Украине ожидается рост рынка электротромобилей. Один из основных аспектов стимулирования спроса - рост цен на горючее. Аннулирование импортного сбора и ввозных пошлин повлечёт за собой снижение цен на электрокары. 

Мировой рынок электротранспорта очень быстро развивается. Исходя из этого можно сделать вывод, что в ближайшей пятилетке темп роста украинского рынка будет расти в десятки раз выше. Одним из интересных направлений для инвестиций в электротранспорт я считаю логистический бизнес, поскольку доставка актуальна везде. Если стартап будет ориентироваться на поставку или продажу электромобилей, то согласно данным подразделения ElectroКМАМК, основные популярные модели Nissan Leaf, Ford Focus Electric, Tesla model S, BMW i3, VW e-Golf, Mercedes-Benz B-Class. 

Ещё одно направление, в котором предприниматели могут реализовать свои амбиции - это техническое обслуживание, так как на сегодняшний день нет специализированных станций, при том, что в эту нишу попадает ещё и установка дополнительного оборудования на автомобили. 

С точки зрения перспектив развития сферы экотранспорта в Украине до 2020 года в целом, то на повестку дня необходимо поставить следующие актуальные вопросы: льготное кредитование, налоговые льготы, государственная субсидия, отмена таможенных пошлин, сниженные тарифы на электроэнергию для пользователей электрокаров, налоговые льготы для собственников зарядных электростанций. Все перечисленные факторы приведут к быстрому развитию подотрасли электромобильного транспорта. 

Лоббирование Минэкономразвития временной отмены импортной НДС на 20% к 2020 году - еще один хороший знак в развитии экотранспорта. 

Святослав Трубенок - pr-менеджер компании ElectroKMAMK 

Электротранспорт, в мире в целом и Украине в частности, развивается семимильными шагами. Это не удивительно, учитывая развитие технологий аккумуляции энергии. Обращая внимание на то, что все основные автопроизводители, как например Mercedes-Benz, BMW, Nissan и другие, уже серийно выпускают электромобили и тренд этот растет, до 2020 года мы можем увидеть, если не революцию в автопроме, то его логичную эволюцию. 

Для Украины, как страны, в которой присутствует несколько атомных и гидроэлектростанций, вопрос производства электроэнергии стоит не так остро, как в странах той же Европы. Учитывая эти факторы, электротранспорт и электромобили для Украины - идеальный вариант перехода от поездок на загрязняющих окружающую среду углеводородах, до экологически чистого, произведенного в нашей стране, электричества.

Дата публикации: 11.07.2016
Комментарии:

Необходимо авторизоваться

5,00
1
2
3
4
5
3 оценки
Авторизация/Регистрация
arrow_back
RU
visibility3577
share
close
thumb_up0
Нравится новость