Алексей Витченко, Digital Future: Главный вопрос, который мы себе задаем при инвестициях: сколько с этого можно заработать?

Digital Future - молодой прогрессивный инвестиционный фонд, который начал работу на рынке Украины в 2014 году. Уже в 2015-м его признали одним из самых активных на локальном рынке. У руля компании - опытный украинский бизнесмен Алексей Витченко, получивший в прошлом году звание самого влиятельного человека в интернет-бизнесе. Рецепт достижения головокружительного успеха, от которого в ступоре даже старожилы инвестрынка, из первых уст Алексея.

Алексей, чем Вы занимались до создания Digital Future?

До создания Digital Future в 2014 году развивал свой бизнес. В бизнесе я уже десять лет, успешно реализовал ряд глобальных проектов в сфере электронной коммерции. Еще со школы мечтал о том, чтобы стать предпринимателем. Не представляя как и чем точно я буду заниматься, заявлял родителям, что буду работать в своем собственном бизнесе. В студенческие годы увлекся digital-маркетингом и это определило фокус моей собственной компании. Еще тогда, более десяти лет назад, сумел оценить огромное влияние интернета, перспективы ведения онлайн-бизнеса и то, что бизнес можно будет развивать с любой точки мира.

В какой момент пришла идея (необходимость) создания венчурного бизнеса? Кто, кроме Вас, участвует в инвестициях?

Мы создали Digital Future совместно с группой единомышленников, начали инвестировать в стартапы, так как видели огромные перспективы для развития предпринимательства и оживление IT-экосистемы в Украине. К сожалению, не могу называть наших партнеров и по этическим, и по юридическим причинам. Инвестирование — это риск и огромный уровень ответственности, в том числе, обязательства перед всеми участниками, которые необходимо выполнять. 

Нам повезло, что инвестиционную компанию мы открыли именно в 2014, когда все известные инкубаторы, акселераторы и венчурные фонды на тот момент ушли с рынка. Это обстоятельство повлияло на то, что нам очень быстро удалось построить сильное портфолио — Digital Future как “пылесос” прошелся по рынку, собрав все самые перспективные компании, доказывая, что в Украине есть проекты, в которые можно инвестировать. 2014 год был для всех тяжелым, но вместе с этим, это был новый захватывающий опыт: в первый год работы Digital Future мы познакомились со многими талантливыми людьми, открыли для себя ряд новых подходов к бизнесу. 


Надо отметить, что часть наших портфельных компаний мы нашли за рубежом — проекты с украинскими корнями регулярно встречаем на всех крупных международных стартап-выставках — на Web Summit, Сollision, Pioneers. 

По итогам 2015 Digital Future стал одним из самых активных игроков локального инвестрынка, и это с учетом того, что запущен он был только в 2014-м году. В чем секрет такого стремительного успеха? 

На самом деле, не существует идеальной стратегии или рецепта успеха. Каждый предприниматель имеет свой, отличный взгляд на то, как делать бизнес и то, что важно. Стратегия Digital Future состоит в том, чтобы предложить стартапам smart money, а это означает, что помимо инвестиций, мы предлагаем предпринимателям доступ к нашему опыту, экспертизе, контактам. Мы вникаем в бизнес наших проектов, даем консультации, рекомендации для того чтобы у стартапов было все необходимые ресурсы для их роста и развития на глобальном рынке. Кроме того, мы инвестируем только в области, в которых у нас есть экспертиза, рассматривая только те проекты, которые четко соответствуют нашим критериям и фокусу. 

Главный вопрос при инвестициях, который мы себе задаем: насколько большой может быть компания и сколько мы с этого можем заработать? Но, все-таки наиболее важным атрибутом нашей стратегии является то, что все команда Digital Future достаточно смелая, чтобы взять на себя ответственность за свои решения, в том числе и за риски с ними связанные.

Каким направлениям отдаете предпочтение в инвестировании и по каким критериям отбираете проекты в рамках работы компании?

В целом, наш фокус сейчас — это онлайн, SaaS для B2B, AdTech, EduTech, B2C consumer internet. Изначально мы предполагали, что большая часть наших инвестиций придется на e-commerce, но потом поняли, что в Украине не так много проектов, которые мы хотели бы поддержать. Еще одно обстоятельство стало триггером для того, чтобы “уйти” от e-commerce — проекты в этой сфере достаточно просто скопировать. В последнее время наш фокус сдвинулся в сторону SaaS. У нас в портфеле есть также и игровые компании. С ними оказалось все не так просто, но мы приобрели пожалуй лучшую экспертизу в этом сегменте среди местных инвесторов.

Расскажите о текущей статистике Digital Future: количество сделок, “экзитов”, общая сумма вложений. 

Digital Future на рынке с 2014 года. За это время компания сделала 16 инвестиций, общая сумма которых составляет около $5 млн. В ноябре 2015-го состоялся наш первый экзит — Jeapie приобрела канадская Mobify. Мы стараемся все свои проекты анонсировать, конечно, не всегда ситуация позволяет раскрывать детали, особенно, когда сделки синдикативные и предполагают получение согласия от всех участников. Также мы зависим от временных рамок — как правило, не можем ничего анонсировать, пока все инвестора в рамках конкретного раунда не дадут “добро” на огласку информации. Некоторые моменты не раскрываем именно из-за обязательств перед другими партнерами по раунду. 


На какой из уже профинансированных проектов делаете самую большую ставку? И как в целом оцениваете состояние портфеля на текущий момент? 

Все проекты, в которые мы инвестируем, интересны и перспективны, мы конечно-же в них верим. Хочу отметить компанию, в которую мы сделали нашу самую большую инвестицию $1.7 млн. за всю историю деятельности Digital Future — это сделка с Attendify.

Attendify уже является успешной компанией, вышедшей на глобальный рынок и позволяет создавать приложения для конференций, выставок, встреч и других мероприятий для таких компаний, как Google, AstraZeneka, Philips, Aol. Каждое такое приложение является подобием закрытой социальной сети, благодаря которой организаторам удобно отслеживать активность вовлеченных пользователей для улучшения качества мероприятия. Платформа очень популярна в США, свежие инвестиции компания планирует направить на ускорение роста и дальнейшее развитие продукта.

Кроме того, я люблю приводить в пример Lifetracker, как радикальное исключение из наших правил. Во все наши портфельные компании мы инвестировали после того, как убедились, что у них есть продажи. Но при встрече с командой Lifetracker сработала какая-то “химия” — мы сходу поверили в этот стартап, хотя у команды на то время еще не было продаж, решения приняли быстро. Будущее стартапа может быть просто невероятно крутым! На данный момент AI — это одна из самых перспективных технологий в мире. Технология очень сложная и показать результаты в AI непросто, но команда Lifetracker очень талантливая, я уверен, что все будет замечательно.


Чем еще, помимо инвестиций, Digital Future может помочь предпринимателю?

У нас есть экспертиза как в B2B, так и B2C проектах. Обычно для оценки стартапов инвесторы привлекают внешних консультантов, а у нас есть эксперты, к которым можно в любой момент обратиться. Если к нам приходит проект, связанный с email-маркетингом, — я собираю специалистов по email-маркетингу, которые начинают вникать в проект и дают свое заключение. 

У нас был кейс Serpstat — сервис, связанный с анализом конкурентов в digital-маркетинге. Я позвал маркетологов, чтобы уточнить их реакцию. Получил обратную связь от них о том, что проект помогает сэкономить время — “это то, что нам поможет в работе” — говорят они. И для меня, это своеобразный знак, что, скорее всего, маркетологи в других компаниях, отреагируют таким же образом. У Digital Future огромная экспертиза по продвижению на западных рынках, которой мы охотно делимся с нашими портфельными проектами. Для стартапов мы инициируем разнообразные ивенты в нашем пространстве, которые проводят как эксперты Digital Future, так и приглашенные предприниматели. 

Каким образом предприниматели могут представить вам проекты? Сколько времени занимает их рассмотрение и процесс принятия решения?

У нас на сайте есть отдельная страница с описанием критериев и формой для подачи заявки. Принятие решения по проекту может занять от 30 минут до полутора лет. 


Так, 30 минут было с LifeTracker - мы сразу поверили в перспективность стартапа, даже не смотря на то, что у команды на тот момент не было продаж. C SoftCube процесс занял год с момента первого общения. При этом, сначала мы им отказали, а через полгода, пересмотрели свое решение. Публичное объявление о сделке было сделано в апреле этого года. Хочу отметить, что наш отказ оказал огромное влияние на команду - они пересмотрели свою бизнес-модель, взяли в работу наши рекомендации и после этого, продажи пошли вверх, продукт стал лучше, нам пришлось пересмотреть решение - мы снова встретились с командой и инвестировали. 

Иногда мы сами находим проекты и предлагаем им деньги. С ReplyApp у нас получилось как в Долине, где инвесторы гоняются за очень перспективными проектами - мы их сами уговаривали взять от нас инвестиции. 

Вы набрали достаточно быстрый инвестиционный темп - сделки закрываются буквально одна за другой. Будут ли еще инвестиционные неожиданности от Digital Future до конца 2016 года? 

Безусловно, интересные новости от Digital Future будут в течение года и, мы надеемся, что и в более длительной перспективе тоже. На данный момент мы не можем раскрыть все наши “карты”. О чем мы можем заявить уже сейчас: мы будем создавать условия на рынке для инвестирования в стартапы на ранних стадиях. Ведь в Украине сейчас нет крупного инкубатора или акселератора, который бы поддерживал проекты на посевной стадии. Мы готовим почву для того, чтобы в ближайшее время такая структура у нас на рынке появилась.


Дата публикации: 23.07.2016
Комментарии:

Необходимо авторизоваться

5,00
1
2
3
4
5
3 оценки
Авторизация/Регистрация
arrow_back
RU
visibility4091
share
close
thumb_up0
Нравится новость