Украина имеет большой природный и культурный потенциал в сфере туризма, свидетельством чего является не только активное развитие рынка в последние годы, но и проявляющийся к нему интерес со стороны иностранных девелоперов. Гостиничный бизнес – одно из самых перспективных и успешно развивающихся направлений бизнеса в Украине. Особенностью этого бизнеса является ориентация на европейские стандарты сервиса и переход к ним.
В целом динамику развития туристического и гостиничного сектора можно оценить как положительную. Многие факторы говорят в пользу перспективности развития данного бизнеса: растет заполняемость гостиниц в регионах и в 2017 году уровень заполняемости начал приближаться к до кризисному (уровню до 2014). По оценкам экспертов рынка, спрос на качественные туристические и гостиничные услуги еще как минимум 5 лет будет превышать предложение, и ожидается, что уровень загрузки существующих отельных комплексов останется высоким.
Рынок ресторанно-гостиничных комплексов и развлекательных центров ориентирован в Украине на освоение, в первую очередь, внутреннего потока отдыхающих. Количество желающих отдохнуть за городом, неуклонно растет. По данным Государственной службы статистики, в последние несколько лет внутри страны отдыхают более половины туристов.
Природные богатства Украины дают возможность развиваться зеленому туризму. Это направление активно формируется в Херсоне, Закарпатье, Карпатах, Полтаве, Черкассах. Такой вид туризма привлекает жителей мегаполисов возможностью ознакомиться с сельской культурой, традициями, народными ремеслами.
Год назад, когда вступил в силу безвизовый режим, не было определенности - что выберет для себя украинский путешественник: внутренний или внешний туризм. Сейчас стало ясно: внутренний туризм в Украине продолжит активно развиваться и в 2017 внутренний турпоток увеличился на 15% по сравнению с 2016 г. Причины такого положения дел две:
1 – улучшение украинского сервиса в тревел-сегменте. Потребитель получает качественные услуги, что формирует доверие к украинским компаніям. Люди больше не пытаются сбежать от некачественных услуг за границу и начинают присматриваться к отдыху в родной стране;
2 – расцвет патриотизма и мода на всё украинское: становится заманчиво отправиться в Карпаты, поскольку это не только весело и полезно, но и вызовет шквал одобрения со стороны коллег и друзей.
Закарпатская область является одним из признанных лидеров среди регионов Украины по масштабам туристического потенциала. Активное развитие туристической деятельности в регионе стало возможным благодаря имеющимся уникальным природным ресурсам, выгодному экономико-географическому положению, самобытной культуре и развитом демографическом и социально-экономическим потенциалом. Такое сочетание ресурсов позволяет развивать все виды туризма на территории области на протяжение всего года.
Номера в гостиницах Закарпатских курортах все чаще заполняют иностранцы (из Польши, Германии, Турции, Белоруси, Великобритании и Франции), количество которых составляет до 50% туристов. Большинство иностранных туристов прекрасно осведомлены о достопримечательностях западной Украины и целенаправленно едут в определенные места, на определенные экскурсии. Их перечень расширяется ежегодно. Высокий спрос со стороны иностранных туристов позволил отелям повысить цены в среднем на 10-15%.
Ежегодно количество туристов, посетивших Закарпатскую область увеличивается. В начале 2018 года председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль сделал заявление: в течение 2017 года на Закарпатье побывало около 2 млн туристов, что является абсолютным рекордом. Согласно его данным, в течение 2018 года ожидается 2,5 млн туристов. При этом следует отметить, что часть туристических потоков остается вне статистических учетов: сельский и самоорганизованный туризм, а также гости, которые приезжают в область на отдых и проживают у знакомых, друзей или родственников. Поэтому, при учете этой части посетителей количество туристов может возрастать до 5 млн человек в год, что далеко не предел для туристических возможностей региона.
Туроператоры отмечают, что в зимний сезон 2017 турпоток был большой, даже несмотря на не очень снежную зиму: все закарпатские горнолыжные курорты работали на полную мощность. Возят на закарпатские термали, в замки, винные подвалы и дегустационные залы туристов и из соседней Львовщины, где именно такими аттракциями их порадовать не могут. Экспертами ожидается, что в Карпатах будет расти популярность активного туризма (от парапланеризма, конных походов, до обычных велосипедных туров и сплавов). В 2018 появляются и новые дегустационные залы, и гастрономические туры, что позволяет формировать культуру потребления местных продуктов.
Более того Закарпатье имеет большие рекреационные возможности в европейском масштабе. (позволяют ежегодно обеспечить природными, в том числе лечебными) ресурсами рекреантов, количество которых в два с половиной раза превышает современную численность населения Украины).
Рынок развлекательных загородных комплексов демонстрирует стабильную тенденцию к росту – параллельно увеличивается как спрос на услуги данного вида, так и их предложение. Уже 5 лет в Украине можно наблюдать повышенный интерес к менее популярным туристическим направлениям в маленьких, еще мало известных населенных пунктах.