В настоящее время происходит интенсивное развитие фитнес-индустрии во всем мире, по темпам роста фитнес находится на втором месте после нанотехнологий. Объем отечественного рынка фитнес-услуг составляет всего 1% от общемирового.
В России, динамика роста фитнес-услуг составляет 20-30% в год и опережает многие ведущие страны по темпам роста (США, Европы). На сегодняшний день его объем достигает 1 миллиарда долларов, активно открываются новые клубы, на рынок выходят новые бренды, появляются инновационные направления и программы. В ближайшие годы фитнес-индустрия будет развиваться как за счет появления сетевых игроков, так и посредством проникновения фитнеса в регионы.
Рынок фитнеса в России начал зарождаться около 20 лет назад, и до настоящего момента происходит его становление и развитие, степень его насыщенности относительно низкая по сравнению с другими странами. Так, в США 18% населения занимаются фитнесом, в Нидерландах – 15,5%, в Германии – 8,5%, в Великобритании – 6%, в России – 3%.
Данные факты указывают на значительные резервы для роста рынка. В России существуют сравнительно свободные ниши фитнес-услуг. В первую очередь это региональная ниша. Фитнес-услуги развиваются в большей степени в городах с численностью около 1 млн.человек, в меньших городах фитнес-клубы практически отсутствуют. Большие резервы для развития имеются так же в среднем и эконом-сегменте рынка.
Во время становление рынка фитнеса (около 20 лет назад) комплексное поддержание здорового образа жизни являлось уникальным продуктом на рынке, поэтому первые фитнес-клубы развивались преимущественно в сегменте премиум-класса.
Но с 2003 по 2008 годы произошел резкий скачок роста количества фитнес-клубов для среднего класса. Кризис 2008 г. несколько притормозил развитие этой индустрии, однако уже в 2010 году оно возобновилось.
В настоящее время степень наполнения рынка в категориях «Премиум» и «Люкс» составляет около 70%, а вот в категории «Средний класс» и «Эконом» - всего лишь 40%.
Большая часть фитнес-клубов сконцентрирована в Москве (53%) и Санкт-Петербурге (17%), на долю регионов приходится треть общего количества клубов.
Среди факторов, объясняющих положительную динамику на рынке спортивной индустрии в России и позволяющих экспертам считать его одним из ключевых в Европе, можно выделить следующие:
1. Большое количество потенциальных потребителей (более 100 млн. человек) – тех, кто еще не занимается спортом регулярно.
2. Только 10 % населения России занимается физкультурой и спортом более-менее постоянно. В США, например, это цифра достигает 40%, а в Германии – 60%. Таким образом, емкость отечественного рынка фитнеса в ближайшее время может возрасти в несколько раз. Многое здесь зависит от популяризации спорта и здорового образа жизни.
3. В торговом отношении Россия – одна из главных для поставщиков стран на европейском континенте. В России представлено не более 30% всего ассортимента спортивной продукции, продаваемого в мире.
4. Набирающий в России популярность спортивный образ жизни.
5. Рост реальных располагаемых доходов «среднего класса», основных потребителей спортивных товаров.
6. Постоянное увеличение числа торговых центров, в которых представлены спортивные клубы и отделы, также способствует развитию рынка фитнеса.
Таким образом, рынок фитнес-услуг в России является перспективным. Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки. Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни.