Практически все крупные банки декларируют, что розничное кредитование является одним из основных направлений их бизнеса, а особенно в их филиальной сети. Вместе с тем, розничное кредитование, даже на небольшие суммы, в банках, характеризуется все более ужесточающимися требованиями к клиентам (кредитной истории, финансовому состоянию, «благонадежности» и т.д.). В последнее время банки не склонны подходить, так сказать, «индивидуально» к каждому клиенту и вникать в его проблемы. Практически во всех банках рассмотрение кредитных заявок происходит на т.н. «скорринге» (удаленно), запрашивается очень много личных данных клиента и его знакомых, время рассмотрения заявки значительно увеличивается, что не всегда оправдано.
Кредитные союзы, в последнее время, не ведут активный бизнес в сегменте микрокредитования, одним из условий получения кредита, зачастую, ставят условием сделать «взнос» собственными средствами в фонд. Кроме того, кредитные союзы склонны предоставлять залоговые кредиты, и под очень высокие проценты.
Опираясь на личный опыт работы в банковской сфере и ситуацию на рынке, можно с уверенностью говорить, что банки и кредитные союзы не готовы на данном этапе производить массовое кредитование населения на небольшие сумы (500,00 – 10 000,00 грн). Банки очень придирчиво подходят к подтверждению доходов, и рассматривают при анализе платежеспособности клиента, только подтвержденные доходы. Даже, декларируя рассмотрение неподтвержденных доходов, банк все равно будет требовать косвенного их подтверждения.
Таким образом, конкуренцию со стороны банков, на данном этапе, не следует принимать во внимание.
В Украине присутствует рынок микрокредитования («ШвидкоГроші», «КредитКафе» и т.д.), но рынок нельзя считать заполненным, поскольку банки и кредитные союзы практически вышли из данного сегмента розничного бизнеса.
Выводы.
Банки и кредитные союзы, не представляют, на данном этапе, конкуренции, на рынке «микрокредитования». Если сравнивать со специализированными на микрокредитовании организациями, свое конкурентное преимущество, видим в большом и достаточно успешном опыте работы в данном сегменте бизнеса. Кроме того, имеется большая база потенциальных клиентов.
В качестве перспектив развития бизнеса, следует учитывать, что реальные доходы населения, к сожалению, уменьшились (связано с ухудшением экономической ситуации). Данный факт увеличивает количество потенциальных клиентов, - люди могут брать кредиты на проведение праздников, дней рождений, закупку сезонных овощей, фруктов и т.д.