Американец Фрэнк Вуллворт стал миллионером благодаря своей идее торговать по принципу «все по 5 и 10 центов». Именно он в конце XIX века придумал ценники. Фрэнк работал помощником продавца, но из-за своей стеснительности делал мизерные выторги. Дело в том, что в позапрошлом столетии в лавках не указывали цену товара — продавец определял ее, исходя из финансовых возможностей покупателей и результатов торга. Однажды Вуллворт остался один в магазине и, чтобы избежать ненавистного ему общения и торга с покупателями, пошел на хитрость. Он снабдил все товары небольшой бумажкой, на которой была написана стоимость. Кроме того, расположил на столе залежавшиеся товары, оставив рядом ценник «Все по 5 центов». Вывеска с такой же фразой была размещена в витрине магазина. В этот день продажи превысили недельный показатель. Хозяин лавки был потрясен результатом, и вскоре они с Фрэнком стали партнерами по бизнесу. Магазины одной цены появились во второй половине XIX века, когда уже ставший предпринимателем Фрэнк Вулворт открыл в 1878 году в Ютике, штат Нью-Йорк, первый магазин Woolworth’s Great Five Cent Store: там продавались хозтовары и одежда по 5 и 10 центов. За 40 лет работы по подобному принципу в империи Вуллворта насчитывалось уже более 1000 магазинов, торгующих разными мелочами по 5 и 10 центов. До нынешних времен сеть «5 & 10» не сохранилась, но предложенный ею формат прижился и был подхвачен другими предприимчивыми торговцами.
Сегодня самой известной в мире компанией, работающей в формате магазинов фиксированных цен, является американская сеть Dollar Tree, объединяющая более 5 300 магазинов в США и Канаде. Все товары в магазинах сети продаются по 1 доллару. Канадская сеть Dollarama владеет более чем 900 магазинами по стране (предлагает пять фиксированных цен на свою матрицу товара), английская Poundland — более чем 500 магазинами по Великобритании (товары сети продаются по 1 фунту). В каждой стране есть по несколько сетей, которые работают в этой дисконт-модели.
Например Dollar General работает с 1955 года, Family Dollar — с 1959-го, 99 Cents Only — с 1982-го. Подобная длительная история свидетельствует об успешности бизнес-модели, её устойчивости к колебаниям экономики: like-for-like по этим сетям составляет в среднем 15% в год.
Если брать рынок России, то я хотел бы отметить три активно развивающиеся федеральные сети магазинов с фиксированными ценами: Fix Price, "Заодно" и Российский филиал Немецкой сети Euroshop. Их популярность ежегодно растет. Об этом свидетельствуют данные крупнейшего российского игрока в данном сегменте – сети Fix Price, которая значительно обходит своих конкурентов по доле рынка. Так, согласно презентации ритейлера, количество магазинов оператора в 2008-2009 году увеличилось с 75 до 126, а уже в 2015 году открылось около 600 новых объектов сети. Такая ситуация в текущих экономических условиях является нетипичной для российского рынка ритейла – на фоне очевидного сокращения планов развития большинства сетевиков, оператор Fix Price показывает уверенный рост. Это обусловлено тем, что магазины с фиксированными ценами, по сути, являются дискаунтерами, и при уменьшении реальных доходов населения доля таких магазинов в потреблении растет. В кризис они стали предпочитаемой альтернативой другим магазинам непродовольственных товаров, которые составляют большую часть ассортиментной матрицы.
Сеть Fix-Price – На мой взгляд одна из самых успешных сетей, которые можно было бы брать за основу изучения для создания своей модели ведения подобного рода бизнеса. Fix Price - это международная сеть магазинов для всей семьи с широким ассортиментом товаров для дома по низким фиксированным ценам! В декабре 2007 года был открыт первый магазин международной сети магазинов Fix Price. На сегодняшний день работают 2330 магазинов Fix Price более, чем в 600 населенных пунктах, в 64 субъектах РФ.
Сеть «Заодно» - Первый магазин «Заодно» открылся в начале 2014 года, а после запуска 10 магазинов в Москве и Московской области, компания начала экспансию в регионы Центрального Федерального Округа. Сегодня «Заодно» - это 122 магазина в 20 регионах России. Сеть «Заодно» работает по матрице 2500 SKU - это более 2 500 товаров. Основной ассортимент - продукты питания и напитки, бытовая химия и косметика, галантерея и аксессуары, одежда и обувь, инструменты, канцелярские товары, товары для дома.
Сеть Euroshop - cеть магазинов розничной торговли Euroshop представлена в России с 2015 года. За два года сеть открыла 28 магазинов, хотя в планах было открытие 200 магазинов к концу 2016 года, однако курсовые колебания евро к рублю в 2015-16 годах, немного изменили планы. В Германии сеть Euroshop насчитывает 225 магазинов, в которых, среди прочего, продают товары для дома, продукты питания, канцтовары, товары для животных.
В Украине основными игроками рынка дискаунт магазинов являются: Красный маркет, Аврора Сегодня. Из незначительных игроков это Полцены и OpsTore. Есть еще уйма мелких не сетевых магазинов по типу ВСЕ ПО 3 грн., Домовичек и т.п. Более точную инфо по Украинскому сектору рынка дискаунт розницы, будет представлено в п.3 «Исследование и анализ рынка».
Из общей картины, уже можно понимать, что направление магазинов типа FIXPRICE достаточно неразвито в Украине и проект, который будет презентован в данном Бизнес плане является достаточно привлекательным с точки зрения инвестиций.