Как и чему учить украинской системе образования - ответят стартапы
Государственная система образования в Украине стагнирует, сталкиваясь с рядом фундаментальных вызовов, ответить на которые самостоятельно ей не под силу. Таким был основной лейтмотив “круглого стола”, организованного инвестиционной платформой Startup.Network и платформой современного образования ThinkGlobal.
Участниками дискуссии стали эксперты в области образования. Сами себя они называют энтузиастами, однако все принявшие участие - авторы успешных проектов, работающих на стыке бизнеса и образования: будь то дошкольные учебные учреждения, проекты всеукраинского уровня или государственные институты, предпринимающие попытки модернизировать систему образования в стране.
Первоначально тема обсуждения звучала как «Капитал в образовании», однако участники весьма быстро расширили тематику, заговорив обо всём украинском образовании как о системе - с целью определить, какие ее части требуют поддержки со стороны бизнеса, стартап-команд и компаний-инноваторов.
В числе существующих в образовании проблем эксперты, представляющие частный сектор и государственные структуры, назвали кадровый вопрос (отсутствие базы подготовки «новых» преподавателей), заполитизированность темы (образовательная реформа не принимается парламентом не из-за её качества, а из-за избирательных перспектив) и падение покупательской способности населения.
При этом, они отметили ряд качественно новых, обнадеживающих тенденций. Среди них - очень высокий уровень общего интеллекта учеников (за счет высокого уровня репетиторства), практически полное обновление системы дошкольного образования благодаря частным детским садам «на любой кошелек» и серьезные частные посягательства на систему школьного образования (среди них - «Новопечерская школа», «Афины»).
Некоторые участники добавили, что проблема современного образования глобальна. В большинстве развитых стран мира идет дискуссия об оценке качества образования. Проблема в том, что все эти системы выпускают гарантированно трудоустроенных работников корпораций из списка Fortune Top-100, однако не могут понять, как обучать инноваторов - людей, за которыми будущее: создателей собственных компаний, разрушителей существующих рынков и создателей новых мировых трендов.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные мысли участников «круглого стола». Больше интересной информации от экспертов - профильные комментарии, оценки ситуации и перспективы ее развития - можно получить во время панельной дискуссии, которая состоится 2 марта 2017 года, в рамках 74-ой Битвы Стартапов. Тема Битвы: «Капитал в образовании».
Богдан Олександрук, основатель образовательной платформы ThinkGlobal
Во-первых, образовательный рынок - один из наиболее инновационных в текущее время. Во-вторых, он - пожалуй, один из немногих растущих. В связи с зарегулированностью на образовательном рынке существует определенный вакуум, превалирование спроса на качественный образовательный продукт над предложением. Этот вакуум в ближайшие 7-10 лет государство не сможет заполнить, в том числе, по объективным причинам. Имеет смысл обозначить ключевые: как страна мы не можем позволить себе финансирование образования, сравнимое с финансированием образования в странах ЕС (для этого нам нужно было бы невероятно эффективно потрудиться и увеличить ВВП примерно в 17 раз), а также заполитизированность отрасли и неэффективная управленческая модель. Эти проблемы не позволяют нам проявлять гибкость и внедрять необходимые для такой сложной ситуации достаточно смелые реформы. Если система образования ставит перед собой задачу обучать новое поколение адаптивности и инновационности, то, прежде всего, она должна сама стать воплощением этих качеств.
Далее, о перспективах. Цифры: по оценкам, в негосударственном секторе школьного образования Украины сейчас учится не более 2-3% из примерно пяти миллионов школьников (без учета оккупированных территорий). В целом, для Европейского союза доля негосударственных школьных мест составляет порядка 15%, а в отдельных странах достигает 67%. В Индии, близкой нам по уровню благосостояния на одного жителя, доля негосударственных мест достигает 40%. Это отражает потенциал роста частного школьного образования в Украине при условии продолжения либерализации регуляторной политики и привлечении капитала в отрасль.
Отдельно хочется обратить внимание на возможность, которую образование создает для переживающей не лучшие времена отрасли строительства жилой недвижимости - инвестирование в качественную учебную инфраструктуру. На стоимость квадратного метра недвижимости все более влияет наличие и качество инфраструктуры, в особенности, наличие и качество школы.
Олег Деревянко, автор инициативы School Angels. Основатель Institute for Self Realization, член The Aspen Institute Kyiv, сооснователь и президент Kyiv Cyber Academy, экс-заместитель министра образования и науки Украины
Существует четыре причины, почему в украинское образование вообще инвестируют:
1. Корпоративная социальная ответственность: бизнесмен переживает за будущее Украины, хочет способствовать ее развитию. Либо же такие инвестиции являются частью бренд-стратегии корпораций типа Intel, Google, Microsoft, которые таким образом формируют лояльность.
2. Особенности ведения бизнеса: компания-застройщик, реализующая проект жилого квартала, обязана построить в нём школу. Уровень школы в этой ситуации должен соответствовать уровню жилого комплекса. Так появилась, например, «Новопечерская школа», часть комплекса «Новопечерские липки».
3. Профессионально-техническое образование для системных бизнесов, нуждающихся в персонале, который не может предоставить система образования: например, большие аграрные холдинги. Проблема и в государственном регулировании: многие потенциальные заказчики смотрят на ситуацию - и создают что-то своё, внутреннее, а не помогают вузам.
4. Ростки коммерческих проектов. Среди них есть уже признанные success stories: «Афины», Britannica. Эти проекты предлагают качественный продукт, востребованный рынком. Среди них есть и предложения soft skills, есть и hard skills. Например, IT-школы.
Екатерина Юрченко, Co-Founder в HUB 4.0 и Co-Founder в Crimean Expert Center, к.э.н., ведущий научный сотрудник НИСИ
Мы живем в мире новых людей, и если мы им будем указывать, что им делать, о каких «единорогах» мы говорим? Илон Маск - он не про физику и математику говорит, когда о колонизации Марса рассказывает. Он купит физиков и математиков, которые ему ракету построят. Он говорит об инновациях и «большой идее».
Мы в HUB 4.0 проводили Kid’s Litactivity, в рамках которой учили детей робототехнике. Разработали программу из расчета на детей 13-14 лет. Собрали группу, а они смотрят на происходящее и говорят: «а мы это уже всё знаем». Разработанная программа подошла, в результате, группе 9-12 лет.
Так что основной тренд - омоложение знаний - я прочувствовала на своем опыте.
Инна Кузьмичева, совладелец в MBA Kids, совладелец/основатель в UB Field и креативный директор, совладелец в MBA Field
Наибольшая проблема - кадровая. Наши учителя - профессионалы, которые многое знают и могут многое рассказать. Однако у них нет ни стимула, ни особых возможностей для самосовершенствования. Мне нравится пример Гарварда, в котором существует конкуренция между преподавателями. Каждый из них презентует свой курс на Ярмарке преподавателей перед потенциальными студентами, и студенты голосуют своим решением: есть 10 и больше студентов, значит, курс состоится, нет - извините.
В Украине же у детей практически нет возможности выбирать себе учителя. Разве что с помощью истерики и категорического отказа идти на тот или иной урок.
Еще одна кадровая проблема в том, что любой коммерческий проект может купить любого учителя в стране. Просто прийти, назвать сумму - и получить преподавателя любого учреждения. Это значит, что в Украине отсутствует рынок учителей. Вот когда будет между образовательными структурами конкуренция и борьба за преподавателей, тогда и система в целом будет меняться.
Виктория Косик, начальник отдела цифрового образования, финансовой грамотности и навыков предпринимательства Министерства образования и науки Украины, Института модернизации содержания образования
Основная проблема в том, что нам надо обучать учителей. Несмотря на то, что многие из них участвуют в программах (например, «Образование будущего» от корпорации Intel), они всё равно продолжают работать «по старинке».
О чём говорить, если у нас целые школы работают «по старинке», игнорируя новые программы обучения. У них по устаревшим программам продолжается обучение, потому что «всё готово». И учителя объясняют ситуацию: «научить читать я могу и своими методами, а всё это ваше, например, проектное мышление мне не нужно».
Да, таких учителей становится всё меньше, всё больше молодых и активных учителей.
2 марта 2017 года состоится 74-ая Битва Стартапов, тема которой - «Капитал в образовании». В рамках Битвы пройдет панельная дискуссия, на которой эксперты будут отвечать на вопросы модератора и всех желающих из зала, а также состоятся презентации стартапов в сфере образования.
Посетить мероприятие можно в качестве гостя, члена команды образовательного стартапа или эксперта.
Дата публикации: 20.02.2017
Необходимо авторизоваться