Гендерные стереотипы в бизнесе. На что способен “слабый пол”?
Мужчина - “добытчик”, женщина - “хранительница” очага. Это стереотип, который давно и прочно закрепился в современном обществе. Действительно, если взглянуть на рейтинги самых богатых женщин, то капитал достался им или в наследство, или это совместный бизнес с мужем. Но не стоит забывать о том, что есть не меньшее число self-made представительниц “слабого пола”, на которых равняются (хотя и не показывают этого) даже сильные и влиятельные мужчины.
О том, могут ли женщины добиться успеха в предпринимательстве и каким образом это возможно, говорим с опытными экспертами и успешными предпринимателями из числа лиц женского пола.
Наталья Березовская - СЕО и Co-founder Detonate Ventures, Chairman of The Board UAngel
Скорее, гендерная принадлежность дает о себе знать при принятии решения о том, чтобы начать заниматься предпринимательством. Женщина как-то традиционно меньше мотивирована идти в бизнес, а общество совершенно нормально относится к тому, что она выбирает роль матери, домохозяйки или просто подруги жизни. Мужчин в бизнесе больше, потому что выбора у них меньше. Но если женщина, которая идет в бизнес, делает это сознательно, если она мотивирована на самореализацию в рамках выбранного направления, то от нее вполне можно ожидать и большего по сравнению с мужчинами успеха, потому что они более терпеливы и внимательны к деталям.
Если мы говорим о старте своего дела в широком смысле этого слова, то часто женщины выбирают направления, в которых есть “девичья” составляющая – мода, красота и здоровье, уход за детьми и т.п. Но, конечно, это тоже стереотип. Есть, например, такая венчурная инвестиционная компания Golden Seeds, которая финансирует исключительно стартапы, где основатели женщины. Так вот, если посмотреть профиль проинвестированных ими бизнесов, то тут вполне серьезные темы – фармакология, биотехнологии, clean energy и многое другое. У экспертности нет пола.
Не существует каких-то особенных “женских” правил внутри бизнеса. А вот за его рамками женщина чаще сталкивается с проблемой гармонии и баланса работы и личной жизни, потому что чаще всего дом и дети тоже на женщине. Поэтому мотивированным на достижения успеха в бизнесе женщинам, я бы советовала осознавать эту проблему и сразу так планировать свою занятость, чтобы не выгореть и не обзавестись расстройствами нервной системы.
Я ни разу не видела, чтобы инвесторы предвзято относились к стартапам, основатели которых женщины. Серьезность отношения не на гендерной принадлежности базируется, а на интеллекте, харизме и деловых качествах. В Украине женщин-фаундеров не очень много, но те, которые есть, явно не ощущают себя людьми второго сорта в этом движении.
Наталья Красовская - CEO Magic Cakes
Я занимаюсь предпринимательской деятельностью с 2012 года, первые шаги делала в строительном бизнесе - была непосредственно учредителем и директором строительной компании. До середины 2014 года фирма стала одним из лидеров в Донецке.
На данный момент работаю над проектом «Magic Cakes» - домашняя выпечка под заказ. Торты, капкейки, кейк-попсы, эклеры, пирожные Шу, в обычном оформлении, и под заказ каждого клиента.
На мой взгляд, в наше время гендерная принадлежность – это придуманный стереотип. В какую бы сферу «не заглянула» женщина, ей под силу каждый стартап, т.к. женщина по своей природе имеет большие возможности, главное верить в себя.
Никогда, ни при каких ситуациях не приносите рабочие проблемы домой - в этом случае поможет либо психолог, либо спорт или хобби. И конечно же, должен быть рядом тот человек, который поддержит тебя в любую минуту. А еще, прежде чем подписать какой-либо документ – читайте его, не подписывайте в слепую, даже его приносит ваше доверенное лицо.
Ольга Карпова - СЕО KROK Business School
Роль женщин, как предпринимателей, собственников малого и среднего бизнеса, руководителей, недооценена в нашем обществе. Долгое время нам навязывались разные стереотипы, связанные с женщинами, которым отводилась второстепенная роль.
Как мужчины-предприниматели, так и женщины-предприниматели могут быть успешными, а могут и не стать таковыми. На стереотипы влияет еще и тот фактор, что у нас нет ярких, раскрученных примеров женщин-предпринимателей, как например в США или Европе, для наследования и подражания, типа Коко Шанель, Рут Хейдлер (изобретательница куклы Барби) или Хелены Рубинштейн (создала первую в мире сеть салонов красоты по комплексному уходу за кожей). Но, я уверена, со временем мы увидим и узнаем яркие женские имена, которые изменят предпринимательский ландшафт в Украине.
Выбор направления деятельности зависит от желания, мотивации, талантов, знаний и умений. Должна быть passion и немного удачи. Женщины могут быть успешными в любой из сфер деятельности. Возможно, какие-то сферы женщинам ближе, что обусловлено женской природой и заложенным материнским инстинктом. Поэтому, женщинам-предпринимателям ближе по духу и мотивации сфера услуг - открытие салонов красоты, консалтинговые и образовательные услуги, торговля, открытие небольших кафе.
Женщины - предприниматели успешны в мире моды и дизайна, пошиве одежды, медицине, производстве продуктов питания. Например, сейчас изменились условия для развития приватных детских садов, посмотрим воспользуются ли женщины открывшимся окном возможностей. Кроме этих традиционных для женского предпринимательства сфер, конечно же развитие Интернета, ИТ технологий открывает огромные возможности для запуска стартапов и женщины смогут себя реализовать, являясь частью предпринимательской команды, как, например, смешанная команда“Looksery”, а возможно кто-то предпочтет действовать как герой-одиночка.
Успех в бизнесе - понятие весьма относительное. Что означает успех – количество заработанных денег или удовлетворенность от достигнутой цели? Но главный принцип – не бояться начинать свое дело, верить в свои силы, талант и конечно учиться, так как без соответствующих знаний и навыков вероятность достижения поставленной цели существенно уменьшается. Чтобы помочь женщинам в реализации предпринимательских талантов, у нас в планах в скором времени запустить специальную обучающую программу.
Есть целый ряд бизнес-леди в Украине, которые не побоялись стать предпринимателями и у них есть чему поучиться, часть из них публичные, известные женщины-предприниматели, но есть и такие, о которых широкой публике не известно. Для меня примером предпринимателя являются Катерина Костерева, управляющий партнер группы компаний Terrasoft, Анна Деревянко, Исполнительный директор Европейской бизнес Ассоциации, и многие другие.
Мария Текуч - HR Business Partner Universal Commerce Group
В вопросе возможности достижения успеха, создания продукта или компании, которая достигнет больших высот на рынке, не имеет особого значения гендерная принадлежность предпринимателя. Гораздо больше влияет вопрос целей в обществе мужчин и женщин. И восприятия роли мужчины и женщины.
Мужчина часто - достиженец. Его ребенок - это его бизнес, его команда. Он может не спать по ночам, вставая к новоророжденному продукту или пытаясь ответить на запросы всех пользователей.
В Украине на данный момент, женщина все же больше воспринимается как мама, жена, хозяйка. Как бы мы не говорили о равенстве между полами. Мужчины, которые находятся в декретном отпуске все еще скорее исключение из правил. И пока еще достаточно часто женщина, которая строит бизнес или занимает высокие должности, воспринимается как женщина, не сумевшая реализоваться в семье.
Но это не так. Бывают разные ситуации, однако могу Вам сказать точно, что женщина, которой интересно создавать продукт и строить компанию, принявшая подобное сознательное решение, скорей всего достигнет очень больших успехов. У женщины очень много внутренней силы, мудрости и умения видеть главное в бизнесе, продукте, людях. Важно при этом, чтоб у нее, как и мужчины, была поддержка за дверями работы. Иначе идет перекос в сторону работы. Женщина, знающая свою цель - очень сильна. Она способна реализовать любой проект. Все зависит от интересов, целей, экспертизы, карьеры женщины.
Начинать нужно с идеи. Далее - создание стратегии, просчет рисков, тактика, набор команды. Женщине важно научиться найти баланс между сочувствием и требовательностью. Думаю, Вы тоже встречали примеры, когда женщина то излишне эмоционально включена в проблемы сотрудников, то жестка и требовательна больше, чем мужчина. Часто в этом может помочь знание методов управления и коучинг.
К сожалению проекты, основанные женщинами встречаются реже, чем хотелось бы. Но такие стартапы есть, и те, которые я видела - действительно достойны внимания, очень продуманы и просчитаты стратегически.
Вспомните, например, историю Кати Кермлин и созданный ее командой продукт. От этого просто мурашки по коже. Такие примеры вдохновляют на создание очень качественных вещей.
Наталья Владимирова - CEO патентно-правовой фирмы PRIMA VERITAS и со-founder ОЧЕНЬ НУЖНАЯ КОРОБКА CHIKCHIRIK
Я создала первый бизнес через 2 месяца после рождения первого ребенка – это патентная фирма, запущенная полностью с нуля и сейчас, спустя 3,5 года, мы входим в ТОП-3 патентных компаний Украины, нам доверяют даже крупные игроки и при этом мы остаемся верны главному – клиенториентированности.
С рождением второго ребенка, времени стало меньше, но желания расти – больше. Поэтому, столкнувшись с проблемой того, что я очень люблю развивать своих детей, заниматься с ними, но часы уходят на поиск методического материала, разнообразных мелочей для творчества, тоннами скупаются разные журналы, наклейки и прочие очень нужные для такого дела вещи, я вдруг задала вопрос себе: а почему до сих пор нет такого сервиса, который делает это все для мам? Так родился “CHIKCHIRIK – ОЧЕНЬ НУЖНАЯ КОРОБКА” для детского творчества. Это продукт, требующий не малых вложений и здесь мне было все впервой – впервые запускала бизнес с партнером, впервые запускала продукт, а не услугу, впервые сталкивалась с вопросом выхода в ритейл и т.д. Начинался проект с простого желания помочь занятым мамам и папам и облегчить им жизнь, радуя при этом деток. А в процессе реализации идеи выяснилось, что стоит объять необъятное и изучить много нового: маркетинг продукта, позиционирование, работа с лидерами мнений, производство, работа с сетями… Но я все равно рада всему этому.
По поводу влияния гендерной принадлежности предпринимателя на достижение успеха, могу сказать, что это имеет место быть. Так или иначе, в том числе и стереотипы, влияют на нас и на наше отношение к жизни и к бизнесу. Например, в некоторых ситуациях, женщины поступят более взвешенно, а в некоторых мужчины смогут проявить свою уверенность и жесткость в решениях. Например, мне очень сложно принимать решения, которые повлияют на сотрудников в худшую сторону, даже если компании от этого будет лучше. Я борюсь с этим в себе, но мне все так же сложно увольнять людей, сложно делать выговоры и тем более штрафовать. И тут, иногда, я жалею, что я не жесткий начальник. Но в общем и целом мне и моим коллегам нравится стиль моего управления, который сводится больше к доверительному и дружескому подходу и понимания, что все мы делаем одно дело.
Я думаю ближе всего, конечно, будут те сферы, в которых женщина находится каждый день. Например, детские бизнесы довольно понятны, одежда, сервисы. Согласитесь, думаю странно будет встретить женщину, которая решит заниматься альтернативными способами получения электроэнергии ;) При этом стоит понимать, что так или иначе бизнес – это не хобби, не увлечение, за верхушкой красоты, интереса и свободы лежит айсберг множества информации, которую нужно обработать, сотни решений каждый день, которые нужно принять и от них будет зависеть твой бизнес, люди, которые пошли за тобой и ты, как Маленький принц, в ответе за них, это работа 24/7, это вовлеченность и непонимание, где начинается отпуск, если даже в нем ты работаешь не меньше обычного. Поэтому всегда прошу семь раз отмерять и уж потом запускать свой проект, с глубоким пониманием того, что запуск и все описанное выше – только начало, реальность обернется другими красками.
Начать, пожалуй, стоит с выбора ниши. Здесь важно аккуратно подойти к вопросу – идти по накатанной и открыть 125-й магазин у дома или салон красоты во дворе – тоже не так просто, нужно проанализировать поток людей, ближайших конкурентов, сделать бизнес-модель и понять, чем вы будете отличаться от конкурентов, что будет вашим уникальным предложением? А если вы открываете совершенно новый для Украины бизнес, его попросту нет, потребители его не знают и не понимают, тут намного сложнее, нужно приложить много усилий для исследования рынка и ответа на вопрос: а нужно ли? Ведь часто, бизнеса нет не потому что вы первый его придумали, и идея гениальна, а потому что он не нужен людям. Или есть определенные бизнесы, которые на некоторых рынках взрываются миллионами продаж, а на некоторых прогорают: например, бизнес по отправлению почты «С того света», когда человек, зная, что рано или поздно его не станет, заранее делает видео, аудио и письменные сообщения своим родным и близким, а сервис (компания) в определенное время доставляет эти послания адресатам. Довольно интересный бизнес, но на территории СНГ исследования показали, что большинство респондентов относятся к такой услуге крайне негативно. Поэтому в анализе (я не говорю о дорогих маркетинговых исследованиях, а о хотя бы поверхностном аудите) нуждается каждый бизнес.
Что касается принципов работы, то тут, по моему глубокому убеждению, стоит работать над решением проблемы «бизнеса по-украински» и быть максимально клиент ориентированными, работать на то, что клиенты у вас на всю жизнь!
Дата публикации: 19.07.2016
Необходимо авторизоваться