Венчурные капиталисты США больше не финансируют российские стартапы. Инфографика
По данным Crunchbase, в этом году ни один российский стартап не поднял инвестиции от американских инвесторов. А большинство крупных венчурных фондов, которые активничали на российском рынке еще в начале десятиления, за последние несколько лет не закрыли здесь ни одной сделки.
Пиковым годом в российско-американских инвестиционных отношениях стал 2012-й, когда венчурные капиталисты США закрыли почти 50 сделок с российскими стартапами, но потом что-то явно пошло не так.
Эксперты утверждают, что энтузиазм инвесторов из США был ослаблен в силу ряда событий. И почти все они связаны с санкциями США и Европы, которые были введены по причине военных интервенций России в Украине. А это, в свою очередь, привело к тому, что экономика России упала в рецессию.
Итак, в ситуации попытался разобраться Crunchbase.
С чего все начиналось?
Было время, когда венчурные фонды США были в отличных отношениях с российскими IT-стартапами, которые один за другим становились лидерами региональных рынков.
Согласно данным Crunchbase, в самые “урожайные” два года инвесторы США приняли участие, как минимум, в 82 раундах финансирования российских стартапов. Крупнейшие суммы были вложены в извесные IT-компании, среди которых модный e-tailer KupiVIP, онлайн-брокер CarPrice.ru и классифицированная рекламная платформа Avito.ru.
Согласно данным Crunchbase, Intel Capital, крупнейший корпоративный венчурный фонд США, в период с 2010 по 2014 год был инвестором в 10 раундах финансирования российских компаний, но с тех пор больше не заключил ни одной сделки в России.
Accel поддержал большие раунды в трех крупных IT-компаниях: ZenHotels, KupiVIP и Avito. Среди других известных венчурных фондов, которые закрыли, как минимум, одну сделку в России, Bessemer Venture Partners (KupiVIP, Enforta) и Summit Partners (Lamoda).
Самым активным и одним из первых участников российского инвестиционного рынка рынка также был Almaz Capital, который инвестирует в Россию и Восточную Европу с 2008 года. Одним из первых хитов «Алмаза» были инвестиции в 2009 году в российскую поисковую систему Яндекс. В 2011 году компания вышла на IPO, и последние несколько лет удерживает рыночную капитализацию свыше $10 млрд.
Что происходит сейчас?
В этом году американские инвесторы, мягко говоря, не проявили большого интереса к российским стартапам.
Согласно данным Crunchbase, «Алмаз» уже пару лет вообще не инвестирует российские компании. Фирма заявила, что ее стратегия заключается в инвестировании в перспективных предпринимателей из Кремниевой Долины, стран Балтии и Восточной Европы, которые «будут включены в западные юрисдикции».
И кстати, не только американские венчурные капиталисты стали инвестировать меньше. По данным Ассоциации венчурных инвестиций России, объем инвестиций в российские компании, в том числе от иностранных предприятий или сторонников прямых инвестиций, сократился более чем на две трети с 2014 по 2016 год.
Тем не менее, хотя частные инвесторы поутихли, роль российского правительства в финансировании стартапов, наоборот, заметно выросла.
Более подробный анализ показывает, что государственные структуры и субъекты, находящиеся под эгидой правительства, обеспечивают поток сделок из года в год. Так, по оценкам RVCA в 2016 году 28% финансирования стартапов составили государственные деньги, а 45% - средства Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Что дальше?
В нынешней геополитической обстановке активное участие российского правительства в финансировании стартапов может стать острым мечом для фаундеров с глобальными амбициями.
С одной стороны, контролируемые государством фонды обеспечивают капитал в то время, когда иностранных источников недостаточно. Но с другой стороны, стартапы, надеющиеся на будущую поддержку со стороны Кремниевой Долины и других глобальных технологических центров, могут столкнуться с проблемой того, что не все иностранные венчуры захотят себе в соинвесторы российское правительство.
Необходимо авторизоваться